10 октября 2025

Более 110 тысяч человек получили психологическую поддержку через сервисы Российского Красного Креста с начала года

Сегодня, 10 октября, отмечается Всемирный день психического здоровья.

С начала 2025 года более 110 тысяч человек получили помощь специалистов Службы психосоциальной поддержки Российского Красного Креста, как на очных сессиях с психологами в региональных отделениях, так и через дистанционные сервисы РКК–горячую линию первой психологической помощи и чат-бот, работающий на платформе Telegram. Эти сервисы стали важным инструментом поддержки для людей, оказавшихся в состоянии тревоги, стресса, утраты или межличностных трудностей, помогая им справляться с эмоциональными последствиями кризисных ситуаций и находить внутренние ресурсы для восстановления.

Возможность самому выбрать удобный и безопасный для себя способ общения делает психологическую помощь Российского Красного Креста по-настоящему доступной и инклюзивной.

Горячая линия первой психологической помощи с начала года приняла более 24 тысяч звонков. 82% обратившихся составили женщины, 18% – мужчины. Подавляющее большинство обратившихся – взрослые, но помощь также была оказана 482 детям и подросткам. Анализ обращений показывает, что на телефонную линию чаще всего звонят в моменты тяжелых личных кризисов: после потери близкого человека, развода, буллинга или потери работы. Вторым по распространенности остается запрос, связанный с поиском без вести пропавших в зоне боевых действий. В таких случаях психологи оказывают первую психосоциальную помощь и перенаправляют обращающихся в Службу восстановления семейных связей Российского Красного Креста.

Традиционный телефонный разговор подходит не всем. Более половины обращений поступила в чат-бот психосоциальной поддержки. Для многих, особенно мужчин и подростков, чат-бот становится безопасным пространством, где можно изложить свои переживания в письменной форме. Всего с начала 2025 года специалисты РКК обработали более 25 тысяч запросов через чат-бот, и чаще всего люди писали о стрессе и трудностях адаптации, проблемах в отношениях, конфликтах между родителями и детьми, депрессивных и тревожных состояниях, переживании утрат, страхах и буллинге. 59% пользователей – женщины, 41% от общего числа обращений в чат-бот поступило от мужчин. Почти каждый второй пользователь чат-бота – ребенок или подросток: 44% всех обращений поступило от несовершеннолетних. Для многих из них формат чата становится привычным способом открыто рассказать о своих переживаниях. В то время как среди позвонивших на горячую линию доля детей составила всего 1,2%, что подчеркивает, что письменное общение помогает юным пользователям чувствовать себя увереннее и свободнее выражать эмоции.

«Все больше людей начинают воспринимать заботу о своем психологическом состоянии как естественную часть жизни. Мы видим, как цифровые решения снижают психологический барьер для обращения за помощью, расширяя пространство доверия и делая психологическую поддержку по-настоящему доступной для всех. Развитие таких сервисов помогает формировать культуру доверия, где помощь доступна каждому, кто готов сделать шаг навстречу себе. Для нас принципиально важно, чтобы каждый человек, независимо от возраста, пола или жизненной ситуации, имел возможность получить профессиональную психологическую помощь – анонимно, без страха осуждения, в удобном для себя формате», – подчеркнула исполнительный директор Российского Красного Креста Мария Мухина.

Помимо дистанционных форматов, получить психологическую помощь можно и в региональных отделениях Российского Красного Креста. Здесь проходят очные сессии с психологами, где каждый человек может обсудить личные переживания, получить поддержку и помощь в поиске решений сложных жизненных ситуаций. Такие встречи проводятся в безопасной и доверительной атмосфере, что особенно важно для тех, кто предпочитает личное общение и живой контакт со специалистом. С начала 2025 года очную психологическую помощь в региональных отделениях получили более 60 тысяч человек.

Развитие психосоциальной поддержки населения остается одним из ключевых направлений работы Российского Красного Креста. Сегодня Служба ПСП действует в 72 региональных отделениях, где трудятся более 1 700 волонтеров, включая 955 специалистов психосоциальной поддержки, 600 волонтеров-психологов. Для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и оказания комплексной помощи пострадавшим на базе Российского Красного Креста действует Команда психологов быстрого реагирования, включающая 35 подготовленных волонтеров-психологов из 21 региона России.

Обратиться за поддержкой можно ежедневно: чат-бот Российского Красного Креста работает с 9:00 до 00:00 по московскому времени (https://t.me/psy_rrc_bot), а горячая линия принимает звонки с 7:00 до 22:00. Помощь оказывается бесплатно и анонимно.