30 сентября 2019

Как получить президентский грант: советы для НКО

Семинар по социальному проектированию провели в Мичуринске во второй день форума «Сообщество» 27 сентября. 

Руководитель Департамента регионального развития Фонда президентских грантов Наталья Алиева рассказала о том, как грамотно составлять социальный проект и как связать все его составляющие в единую концепцию для того, чтобы правильно заполнить заявку на президентский грант. 

Разбирая реальные заявки соискателей грантов, участники смогли узнать о типичных ошибках и детально проработать вопросы, которые вызывают больше всего нареканий у экспертов конкурса. 

Наталья Алиева ознакомила слушателей с требованиями, которые предъявляет Фонд президентских грантов к заявкам, поступающим от некоммерческих организаций. Эксперт рассказала о том, как нужно формулировать и описывать проблему, как правильно обозначить цель и задачи проекта, каким образом составить грамотный календарный план и обосновать бюджет. 

«Самое главное — понимать, что фонд не дает гранты на текущую деятельность организаций. Мы поддерживаем только проекты, то есть некий комплекс действий и мероприятий, направленных на решение или смягчение конкретных социальных задач и проблем. В заявке должно быть четко понятно, какую проблему вы решаете, какие будете использовать ресурсы и какого результата добьетесь», — сказала Наталья Алиева. 

Она подчеркнула, что социальный проект всегда ограничен — временем, бюджетом, территорией, командой проекта. 

«Начинается все с изучения проблемы целевой группы. Если вы выбрали несколько целевых аудиторий, нужно описать проблематику каждой из них. Вы должны понимать, кому станет лучше, что изменится, если проект завершится, и что случится, если проблема не будет решена. Это и нужно сформулировать в своей заявке в первую очередь», — продолжила представитель Фонда президентских грантов. 

Важный момент — обосновать географию проекта: «Нужно понять, как обстоит дело на той территории, на которой вы реализуете проект. Если вы начинающая НКО, лучше стартовать с маленьких территорий и уже потом начинать масштабировать свой проект». 

«Не нужно строить обоснования (проблематики и выбора территории) на собственных суждениях. Можно использовать данные ВЦИОМ и других служб, министерств и ведомств. Цитаты из СМИ представителей органов власти и экспертов также будут полезны, но помните о том, что обоснование должно быть применительно к конкретной территории, а не ко всей стране», — сказала Наталья Алиева. 

«Далее — цель проекта. Цель всегда достижима, измерима и ограничена во времени. Цель в проекте, как правило, одна. В особых случаях — не более двух. Все остальное — задачи или мероприятия. Задач — около пяти, а мероприятий — около двух на каждую задачу», — продолжила эксперт, добавив, что для экспертов фонда важно убедиться, что проводимые мероприятия будут способны решить проблему и что все мероприятия календарного плана будут обеспечены ресурсами. 

По ее словам, все статьи расходов обязательно нужно соотнести со всеми мероприятиями в календарном плане. При этом бюджет проекта состоит из собственных средств (ресурсы организации, в том числе средства партнеров (материальные и не материальные) и средства гранта. 

«Наличие партнерской поддержки — это очень большой плюс. Ее можно доказать письмами и соглашениями о сотрудничестве или иными аналогичными документами, которые должны содержать указание партнеров на вид поддержки данному проекту», — отметила Алиева. 

«Команда проекта — еще один ключевой момент. Важно, чтобы команда была обеспечена всеми необходимыми для реализации проекта специалистами. Но при этом избыточного количества сотрудников указывать не стоить — брать с собой за компанию своих коллег, чтобы все получали зарплату, не нужно. Указывать тех, кто не принимает активное участие в проекте, — это ошибка», — подчеркнула представитель фонда.

Она пояснила, что в том случае, если в команде указано много сотрудников (например, руководитель проекта, плюс помощник руководителя, плюс менеджер проекта), то необходимо детально прописать функционал, который будет у каждого из них. 

Подать проект на первый конкурс 2020 года можно будет с 14 октября по 25 ноября 2019 года. Для подачи заявки необходимо пройти по ссылке Президентские гранты и заполнить электронную форму по одному из грантовых направлений. 

Участниками конкурса могут быть некоммерческие организации, зарегистрированные не позднее чем за год до окончания приема заявок (а при запросе гранта до 500 тысяч рублей (кроме ресурсных центров) — не позднее чем за полгода. Они не должны иметь просроченные задолженности по налогам и иным платежам в бюджет в размере более 1000 рублей и иметь среди учредителей государственных органов и органов местного самоуправления. 

По любым возникающим вопросам можно обращаться по адресу: office@pgrants.ru

Источник: Общественная палата РФ