Более 70 процентов респондентов оценили статус учителя как низкий
Результаты опроса общественного мнения представили в ОП РФ
Результаты опроса россиян на тему «Статус учителя в современном обществе» представили в Общественной палате РФ 6 февраля. В опросе, который проводился методом онлайн-анкетирования с 14 по 25 января, приняли участие 1667 человек.
71 процент опрошенных оценивают статус профессии учителя как низкий. Лишь респонденты в возрасте от 18 до 25 лет оценили престиж профессии учителя как средний.
80 процентов опрошенных считают, что престиж профессии учителя в последнее время снижается. Наибольшее количество респондентов, которые ответили, что престиж профессии учителя снижается, проживают в селах, деревнях или небольших населенных пунктах, отмечается в результатах исследования.
Между тем четверть опрошенных ответили, что они никогда не сталкивались с негативным профессиональным поведением учителя. Более половины (66 процентов) с таким поведением сталкивались иногда. Подавляющее большинство опрошенных считает, что «чрезмерная педагогическая нагрузка» (1160 респондентов) и «большое количество бумажной отчетности» (1089 респондентов) являются причиной негативного профессионального поведения учителей.
По мнению большинства респондентов, для того чтобы учитель отлично выполнял свои профессиональные функции, государство должно повысить заработную плату (1256), уменьшить количество бумажной отчетности (1150), повысить престиж профессии учителя (1059).
Один из инициаторов опроса, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки Людмила Дудова, считает, что проблема статуса учителя имеет множество измерений.
«Некоторые изменения в восприятии фигуры учителя в нашем социокультурном пространстве связаны с вполне объективными причинами. Так, если до эпохи активного внедрения интернета и цифровизации учителя оставались единственными носителями всего — и системы ценностей, и знаний, то сегодня учителя находятся в ситуации острой конкуренции с другими носителями информации и с другими технологиями, которые сегодня обеспечивают доставку информации, доставку знаний и в известной степени участвуют в конкуренции за формирование нашей нации и нашего молодого поколения», — сказала Дудова.
По словам общественницы, традиционно в России статус учителя и статус образования в системе ценностей, в российской ментальности занимает одно из ведущих мест: «Исторически сложилось, что учитель в России — это больше чем учитель. Это тот, на кого равняются, этот тот, у кого есть особенные права. Это более очевидно в регионах с традиционно высоким уважением к образованию, где учитель, просветитель — это особая фигура».
Член Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки Ирина Бурмыкина считает, что современное общество в целом становится требовательнее к педагогам: «Мы даже становимся свидетелем того, что социум готов сделать учителя ответственным за многое из того, что происходит в обществе, и если эти ожидания не совпадают с действительностью, то реакция оказывается мгновенной, тиражируется в СМИ. Мы видим, что в СМИ в последнее время появляется все больше резонансных сообщений».
«Учитывать изменение статуса учителя важно и для органов власти, и для общественности, и для учителей. Нужно понимать, что может стать причиной, что может стать следствием, какие действия необходимо предпринять для того, чтобы учитель, как основной субъект не просто образовательной деятельности, а как субъект формирования гражданской идентичности все-таки оставался на достаточно высоком уровне общественного признания», — сказала Бурмыкина.
Подробнее познакомиться с результатами опроса, проведенного ОП РФ, можно в приложенных материалах.
Источник: Общественная палата РФ