Промежуточная диагностика у слушателей ШРЧК показала предсказуемые результаты
На этой неделе слушатели проекта «Школа развития читательских компетенций» выполнили промежуточную диагностическую работу по тексту румынской народной сказки «Про дятла».
Это ознаменовало завершение первой половины проекта: чтобы скорректировать программу 4–7 модулей, команде проекта необходимо понимать, какие приёмы развития критического мышления из разобранных на прошедших 14 занятиях были усвоены лучше, какие оказались для ребят труднее.
Основной площадкой работы ШРЧК во втором сезоне стала курганская школа № 23, расположенная в пос. Увал.
Достаточно сложным заданием оказалось для слушателей проекта заполнение лестницы композиции. Им было необходимо вписать в бланк ответов содержание завязки и кульминации фольклорного произведения «Про дятла» так, чтобы в результате получился связный текст (краткое содержание экспозиции, развития действия и развязки было дано). Этот приём развивает умение кратко пересказывать текст, не теряя детали.
С формулированием идеи лучше пятиклассников справились учащиеся 4 класса, отметив, что излишнее любопытство никогда не доводит до добра и что всегда необходимо думать о последствиях своих решений и обязательной ответственности за свои поступки.
Облако тегов – заполнение формы ключевыми понятиями сказки – стало для слушателей из 5 класса также более сложным, чем для четвероклассников. Многие ребята даже не попытались выполнить это упражнение.
Однако самым сложным оказалось составление синквейна – короткого нерифмованного стихотворения определённой формы о главной героине текста, бабе носастой, которую в наказание за провинность превратили в дятла. Именно строгость формы повлияла на низкие баллы, полученные школьниками за это задание. В дальнейшем ребятам предстоит довести умение писать синквейны до автоматизма: это упражнение позволяет расширить активный словарный запас, научиться подбирать для описания предмета более точные, ёмкие характеристики.
Также в рамках проекта прошли два занятия для обучающихся 23 школы, посвященные сказкам-притчам.
Четвероклассники работали над эпизодом из «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери, а ученики 6 класса — над короткой сказкой Ханса Кристиана Андерсена «Улитка и розы». Тексты были выбраны с учётом возраста ребят, однако приёмы развития критического мышления они отрабатывали одинаковые.
Кроме того, слушатели проекта более глубоко разобрали приëм «диаманта» и составили зеркальные синквейны о персонажах своих произведений. Этот приëм позволяет сравнивать два понятия, факта, явления из любой отрасли знания и может пригодиться ребятам на каждой учебной дисциплине.
Напомним, Школа развития читательских компетенций — просветительский проект для обучающихся 4—6 классов по формированию навыков вдумчивого чтения, который реализуется в Кургане Ассоциацией поддержки библиотечно-информационной деятельности совместно с областной библиотекой им. А. К. Югова на средства Фонда президентских грантов второй сезон.