Общественники рассмотрели проблему обеспечения сельских образовательных организаций Курганской области квалифицированными кадрами

29 ноября 2017 года в Институте развития образования и социальных технологий Курганской области состоялось совместное заседание Совета Общественной палаты Курганской области и Бюро Регионального совета Общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание», на котором был обсужден вопрос «О мерах по обеспечению сельских образовательных организаций Курганской области квалифицированными кадрами».

С основным докладом выступила начальник управления правовой, кадровой и организационной работы Департамента образования и науки Курганской области Андрейченко Л.Н. Она отметила, что в настоящее время  в сельской местности Курганской области функционирует 389 школ. В них работает более 4000 учителей, из них: высшее педагогическое образование имеют 65%; 7,3% —  педагогического образования не имеют; высшую категорию  имеют 1,8% сельских учителей.

Идет старение педагогических кадров на селе. Так, в 2015 году учителя в возрасте  до 35 лет составляли 20,5%, в 2016 году – 19,4%, а в 2017 году- 19,7%.

В 2017-2018 учебном году количество педагогических вакансий в сельских школах составило 313. Особенно большая нехватка ощущается в учителях иностранного языка, математики, русского языка и литературы, начальных классов.

            С целью привлечения молодых специалистов в систему образования Курганской области Департаментом образования и науки Курганской области  организуется работа по заключению муниципальными органами образования договоров о целевом обучении выпускников школ по педагогическим специальностям с вузами области.

В 2016 году с Шадринским государственным педагогическим университетом было заключило 57 договоров о целевом обучении (в 2017 году- 52), с Курганским государственным университетом —  заключено 25 договоров (в 2017 г. -14).

            Органы образования ряда муниципальных районов не заключили договора о целевом обучении на педагогические специальности. Не все районы принимают активные меры  по возврату молодых специалистов, нарушивших договор, в школы области.

            В целях поддержки молодых специалистов, трудоустроившихся в сельские школы региона, с 2006 по 2017 год за счет областного бюджета выплачивались подъемные пособия в размере 100 тыс. рублей. Такую поддержку получили 769 сельских учителей. С 1 сентября 2017 года эти выплаты были приостановлены, что привело к снижению количества молодых специалистов, прибывших на работу в сельские школы. Так, трудоустроилось по годам: в 2015 году – 166, в 2016 – 131, в 2017 году – 73.                 

            Не все муниципальные районы выделяют средства из своих бюджетов на поддержку молодых учителей, приезжающих на работу в сельскую местность.

            Требуется изменить и ситуацию с методическим обеспечением сельских школ. Во многих из них отсутствуют методисты по большинству предметов. В ряде районов нет районных методических объединений.

            В соответствии с поручением Президента Российской Федерации и приказом Министерства образования и науки РФ «План мероприятий «дорожная карта» по формированию и введению национальной системы учительского роста» в области началась работа по его реализации.

С 2019 года в образовательных организациях будет внедряться новая система аттестации педагогических кадров на основе уровневой модели  оценки компетенции учителей, что потребует проведения дополнительных организационно-методических и финансовых мер поддержки педагогических и руководящих кадров системы образования

            Заместитель председателя Общественной палаты Курганской области Куган Б.А. высказал мнение о томчто 80% сельских школ не имеют возможности  методического сопровождения, поэтому острой необходимостью становится поиск новых подходов в реализации этой задачи. Требуется приблизить систему повышения квалификации к месту работы и создать интегрированный ресурс для методического сопровождения и обеспечить доступность  во все  учебные учреждения. С этой целью предполагается создание ряда межмуниципальных  методических центров, которые будут проводить методическую работу с учителями закрепленных за ними школ. Это позволить повысить уровень методической работы с учителями из глубинки, а также позволит сократить командировочные расходы на  направление учителей на повышение квалификации в областной центр и сэкономить на транспорте.

            Ежегодно будет проводиться тестирование  подготовленности учителей по аналогии с ЕГЭ. Учителя покажут свой уровень  учительского профессионализма, от этого будет зависеть и оплата их труда. Но для реализации этой задачи должен быть выработан  новый профессиональный стандарт.

            В 2016 году Департамент образования и науки выявил 106 школ с низкой эффективностью. В эти школы были направлены специалисты Института развития образования и социальных технологий. В результате улучшилось положение дел в 87% школ.

            У Общественной палаты есть свой ресурс – общественное участие в решение кадровой проблемы с сельскими учителями. В общественный ресурс вошли те общественные организации, которые входят в межведомственные проекты. Областная Общественная палата заключила соглашение с Курганским областным отделением педагогического общества. На третий год действия проекта предстоит провести экспертизу модели, рассмотреть ее эффективность. К этой работе он предложил привлечь  общественные палаты муниципальных районов и иные общественные организации.

Куган Б.А. предложил для более эффективного решения проблемы с педагогическими кадрами для сельских школ  разработать  областные мероприятия «Сельский учитель», которые бы позволили в комплексе решать эти проблемы. К тому же это позволит уйти от узковедомственного подхода.

Первый проректор по науке и инновационной деятельности Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Институт развития образования и социальных технологий» Курганской области Криволапова Н.А.отметила важность улучшения методической помощи сельским учителям. Многие учителя  имеют недостаточную педагогическую квалификацию. Для изменения ситуации в области создан  региональный проект  коррекционной модели. В 2017 году Институтом  развития образования и социальных технологий в соответствии с этой моделью созданы опорные школы по предметам: физика, математика, русский и литература и др. Реализуется движение самообучающихся организаций.

Важным направлением является — создание системы мотивации  учащихся по выбору профессии учителя. Такой опыт работы имеется в Шадринском педагогическом и Курганском государственном университетах. Отрабатывается система информирования студентов на педагогическом направлении.

            Заместитель председателя Общественной палаты Яхонтов В.И. привел данные – до 10% учителей сельских школ не имеют педагогического образования, что, по его мнению, недопустимо. Должна быть организована работа по обучению таких учителей в педагогических вузах.

            Он поднял также проблему выполнения условий договоров о работе в сельской школе, подписанных с выпускниками педагогических вузов. Спрос за их нарушение слишком мягкий, что требует усиления законодательства в этой сфере.

            Председатель Курганского обкома профсоюза образования и науки Охапкина Е.Н. обратила внимание на проблему сокращения материальных льгот молодым учителям.

            Она предложила в ст. 24 «Меры социальной поддержки педагогических работников после окончания ими государственных образовательных организаций» Закона Курганской области от 30 августа 2013 года № 50 «О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области» внести новую редакцию, предусматривающую выплату педагогическим работникам, окончившим педагогические образовательные организации и заключившим договор на срок  не менее трех лет о работе по педагогическим специальностям в государственной или муниципальной образовательной организации, расположенной в городах районного подчинения, поселках городского типа районного подчинения, сельсоветах Курганской области, установить ежемесячную стимулирующую выплату в размере 3000 рублей в течение 36 месяцев за счет средств областного бюджета.

            Кроме того в статью 24.1 данного закона предложена следующая редакция:  «Компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления педагогическим работникам и педагогам, вышедшим на пенсию при наличии 10 лет педагогического стажа, предоставляется для возмещения понесенных расходов по потребности. На оплату освещения для указанных категорий работников установить ежемесячную фиксированную норму».

Председатель Комиссии Общественной палаты Чернов В.Ф. считает, что существенное влияние на проблему с кадрами оказывает процесс миграции из области молодежи от 20 до 40 лет. По его мнению, необходимо проведение комплекса мер по созданию хороших условий труда для молодых учителей, приезжающих на работу в сельскую местность, что будет способствовать их закреплению на селе.

Председатель Общественной палаты Белоусов М.А. предложил обратиться в Правительство области с рекомендацией  восстановить систему квот для выделения подъемных пособий молодым учителям, прибывающим на работу в сельскую местность.

            По итогам заседания были приняты рекомендации в адрес различных ведомств по данному вопросу.