Социальное предпринимательство: попасть в реестр, чтобы получить новые возможности
На форуме в ОП РФ назвали эффективные механизмы развития социального предпринимательства.
В Общественной палате РФ открылся форум инфраструктуры поддержки социального предпринимательства «Траектория развития социального предпринимательства».
Об актуальных законодательных изменениях, направленных на развитие социального предпринимательства, рассказала Олеся Тетерина, заместитель директора департамента инвестиционной политики и развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России. Это изменение порядка ведения реестра социальных предпринимателей, который теперь будет обновляться ежемесячно. Это расширение сфер социального предпринимательства, в частности добавление в него книжной отрасли — те, кто реализует детскую и юношескую, учебную, просветительскую, справочную литературу, тоже будут считаться социальными предпринимателями и смогут воспользоваться мерами поддержки и льготами, предусмотренными для этого сектора; это грантовая поддержка социального предпринимательства — до 500 тысяч рублей.
Олеся Тетерина с сожалением констатировала, что еще не все предприниматели понимают возможности, которые им дает попадание в реестр социального предпринимателя. По мнению представителя Минэкономразвития России, необходимо усилить информационную и разъяснительную работу на местах.
Ее поддержала Наталья Починок, которая рассказала о заседании экспертной комиссии Всероссийского конкурса «Лучший социальный проект года». Количество участников конкурса за год выросло более чем на 30 процентов, участие в нем приняли все субъекты РФ, отметила она, но при этом только чуть более 50 процентов конкурсантов входит в реестр социальных предпринимателей.
На роль образовательной траектории в развитии социального предпринимательства обратила внимание сенатор Ирина Петина, которая считает, что в социальные образовательные программы необходимо вовлекать студенческую молодежь. Также необходимо формировать и тиражировать кейсы положительных практик реализации социального предпринимательства и формировать положительный облик социального предпринимателя, в том числе в медиапространстве.
Участники мероприятия поделились эффективными практиками поддержки развития социального предпринимательства, в том числе с помощью таких инструментов, как социальный франчайзинг и облигации социального воздействия. Назвали барьеры — прежде всего нехватку инвестиций в социальные проекты. Но все же отметили, что социальные проекты бизнеса все чаще демонстрируют высокий уровень доходности, и уже можно говорить о разрушении стереотипа о том, что социальные проекты — низкомаржинальные виды деятельности.
Обмен опытом и лучшими практиками продолжился на дискуссионных площадках, где эксперты рассказали, как выстроить диалог и привлечь внимание к проектам социальных предпринимателей; как ускорить социальные преобразования в регионе и повысить количество социальных предприятий; какие меры поддержки нужны в регионах для поддержки социальных предпринимателей.